Как читать отчет о костном мозге

Эта статья поможет вам понять основную информацию, содержащуюся в типичном отчете о патологии костного мозга. Он не предназначен для предоставления информации о конкретном диагнозе.

Автор: Розмари Трембле-ЛеМэй, доктор медицинских наук, магистр FRCPC, обновлено 21 февраля 2021 г.

биопсия костного мозга

Быстрые факты:

  • Костный мозг - это особый тип ткани, находящейся в центре кости.
  • Обследование костного мозга часто проводится для выявления таких заболеваний, как лимфома и лейкемия.
  • Отчет о патологии костного мозга включает информацию о том, что увидел патолог, когда исследовал ткань из образца костного мозга под микроскопом.
  • Большинство отчетов о патологии костного мозга будут включать информацию о количестве и качестве ткани и типах нормальных клеток костного мозга, видимых под микроскопом.
  • Также будут описаны любые аномальные клетки или изменения.

Что такое отчет о патологии костного мозга?

Отчет о патологии костного мозга - это медицинский документ, подготовленный для вас специалистом патолог. Он включает в себя информацию о том, что увидел патолог, когда исследовал ткань вашего образца костного мозга под микроскопом. Он также может включать информацию о дополнительных тестах, которые были выполнены с образцом ткани, например: поток or иммуногистохимия.

Нормальный костный мозг

Костный мозг - это особый тип ткани, находящейся в центре кости. В отличие от кости, которая очень тверда, костный мозг мягкий. У детей костный мозг находится в центре большинства костей. Однако у взрослых костный мозг обычно находится в ребрах, грудины, тазу (тазобедренные кости) и позвонках (кости спины).

Костный мозг - это то место, где вырабатывается большая часть ваших кровяных телец. Эти клетки включают лейкоциты (WBC), красные кровяные тельца (RBC) и тромбоциты. Нормальный костный мозг полон развивающихся клеток крови, окруженных соединительной тканью и жиром.

Причины исследования костного мозга

Лучший способ проверить, здоров ли ваш костный мозг и вырабатывает ли он нормальные клетки крови, - это изучить образец ткани под микроскопом. Ваш врач может также запросить обследование костного мозга, если у вас есть симптомы, которые могут быть вызваны заболеванием костного мозга, или если в ваших клетках крови наблюдаются необъяснимые изменения.

Есть много типов заболеваний костного мозга, таких как лейкемия или болезни, которые влияют на выработку клеток крови или тромбоцитов. Ваш костный мозг также может быть поражен лимфомой или заболеваниями плазматических клеток. Рак из других частей тела также может распространяться на кости (это называется метастазирование).

На костный мозг также могут влиять проблемы, затрагивающие все ваше тело, такие как дефицит питательных веществ, таких как железо или витамин B12, инфекции и почечные заболевания. В некоторых случаях ваш врач может запросить обследование костного мозга, если аномальные изменения в вашей крови сохраняются, несмотря на лечение, или если они подозревают, что это может быть отдельная проблема, связанная с костным мозгом.

Как исследуют костный мозг?

Чтобы увидеть, что происходит внутри вашего костного мозга, врач возьмет небольшой образец костного мозга. Образец обычно берется из кости бедра. Большинство образцов берутся из области тазовой кости, называемой задним гребнем подвздошной кости, потому что она большая и ее легко достать иглой.

Есть два типа тестов, которые можно выполнить для исследования костного мозга. Ваш врач может выполнять один или оба типа одновременно.

  1. придыхательный - При аспирации используется игла и отсос для удаления небольшого количества костного мозга. Затем образец ткани распределяют на предметном стекле, чтобы его можно было исследовать. Распространение ткани позволяет вашему патологу исследовать размер, форму и цвет отдельных клеток и подсчитывать их. Поскольку образец распределяется на предметном стекле, невозможно увидеть, как клетки были организованы внутри костного мозга.
  2. Биопсия сердечной иглы - игла стержня биопсия также использует иглу для удаления небольшого количества костного мозга. Однако, в отличие от аспирата, образец ткани при центральной биопсии представляет собой твердый кусок ткани, который необходимо разрезать на тонкие срезы, прежде чем его можно будет исследовать под микроскопом. Биопсия стержневой иглы позволяет лучше изучить организацию костного мозга и то, как клетки слипаются. Кроме того, некоторые заболевания вызывают фиброз костного мозга, что может затруднить аспирацию клеток. В этой ситуации решающее значение для исследования костного мозга имеет центральная биопсия.

Когда патолог исследует образец ткани костного мозга, он сначала определяет, достаточно ли ткани для постановки диагноза. Затем они ищут некоторые основные особенности, которые позволяют им решить, является ли ткань нормальной или ненормальной.

Ниже вы найдете основную информацию, которую обычно ищут патологоанатомы при исследовании образца ткани костного мозга.

Длина и качество основной биопсии

Ваш патолог измеряет длину образца ткани при биопсии стержневой иглы. Поскольку при определенных типах заболеваний может поражаться только часть костного мозга, небольшие образцы ткани могут не попадать в область заболевания.

Ваш патолог также прокомментирует качество биопсии стержневой иглой. Например, некоторые образцы тканей могут быть раздавлены во время процедуры, что ограничит способность патологоанатома анализировать клетки.

Ваш патолог может порекомендовать повторить биопсию, если образец ткани слишком мал или низкого качества.

Костные трабекулы

Трабекулы - это тонкие кусочки твердой кости, проходящие через костный мозг. При некоторых заболеваниях трабекулы становятся толще или тоньше, чем обычно. По этой причине ваш патолог опишет любые трабекулы, обнаруженные при биопсии, и расскажет, выглядят ли они нормально или ненормально.

Качество аспирата

Аспират костного мозга обычно состоит из нескольких небольших кусочков ткани, и качество аспирата зависит от количества кусочков на слайде. Слишком мало частей может помешать вашему патологоанатому поставить диагноз. Аспират также может содержать много крови (это называется гемодилютированным аспиратом), и в некоторых случаях нельзя доверять представлению костного мозга.

Ваш патолог может порекомендовать повторить биопсию, если кусочков недостаточно для исследования или если крови слишком много.

Сотовая связь

Костный мозг состоит как из развивающихся клеток крови, так и из жира. Количество клеток относительно жира меняется с возрастом. У молодых людей обычно больше клеток в костном мозге, чем у пожилых людей, у которых больше жира.

Ваш патолог будет проверять, является ли количество клеток в костном мозге нормальным для вашего возраста или изменилось ли общее количество клеток.

Изменение общего количества клеток в костном мозге может быть признаком рака, признаком того, что клетки костного мозга не функционируют нормально, или реакцией костного мозга на что-то, происходящее в другой части вашего тела. Ваш патолог внимательно изучит клетки, чтобы определить причину, и при необходимости может назначить дополнительные тесты.

Типы клеток, которые обычно встречаются в костном мозге

Кроветворные клетки

Развивающиеся клетки крови в костном мозге называются кроветворными клетками. Существует три основных типа кроветворных клеток, каждый из которых производит свою группу клеток крови. Все клетки крови, происходящие от одного типа гемопоэтических клеток, называются «родословной».

Три линии кроветворных клеток:

  1. Эритроид: Это линия, которая производит эритроциты (эритроциты). Развивающиеся эритроциты называются эритробластами.
  2. Гранулоцитарный: Эта линия производит лейкоциты, такие как нейтрофилы. Незрелые гранулоциты называются миелобластами.
  3. Мегакариоцитарный: Эта линия производит тромбоциты. Тромбоциты происходят из крупных клеток, называемых мегакариоцитами.

Клетки всех трех линий находятся в нормальном здоровом костном мозге. Ваш патолог исследует образец ткани, чтобы увидеть, присутствуют ли все три линии. Они также будут следить за тем, есть ли какие-либо изменения в количестве клеток из какой-либо одной линии, или какие-либо из развивающихся клеток показывают ненормальную форму или размер. Патологи используют слово дисплазия для описания аномально выглядящих клеток.

Взрывы

Нормальный костный мозг показывает смесь как развивающихся клеток крови, так и зрелых клеток крови, готовых к выпуску в кровоток. Самые незрелые клетки называются бластами, и их следует видеть только в очень небольшом количестве. Если ваш патолог видит больше развивающихся клеток, чем обычно, это называется «сдвиг влево». Если зрелые клетки не видны, это называется «задержкой созревания». И сдвиг влево, и задержка созревания являются ненормальными, но сдвиг влево иногда может быть реакцией вашего костного мозга на что-то еще, происходящее в вашем теле, например, инфекцию.

Другие типы ячеек

Нормальный костный мозг также содержит небольшое количество других клеток, таких как лимфоциты и плазменные клетки. Развивающиеся лимфоциты называются лимфобластами.

Аномальные клетки, которые можно увидеть в костном мозге

Если ваш патолог обнаружит другие типы клеток, которые обычно не обнаруживаются в костном мозге, они будут описаны в вашем отчете. Рак, который начинается в другой части тела, может распространиться на кости. Это называется метастазирование. Могут быть заказаны дополнительные тесты, чтобы определить, откуда берутся аномальные клетки. Лимфомы может также затронуть костный мозг, и ваш врач может провести исследование костного мозга как часть вашего определения стадии.

Железное пятно

Железо хранится в костном мозге. Ваш патолог может использовать специальное пятно для определения железа на предметном стекле аспирата, чтобы определить, присутствует ли нормальное количество железа в костном мозге.

Пятно на железо также помогает вашему патологу увидеть аномальные клетки, называемые кольцевыми сидеробластами. Эти клетки можно увидеть при различных обстоятельствах, таких как воздействие токсинов, некоторых лекарств, дефицит меди, а также при некоторых типах заболеваний костного мозга, таких как миелодиспластические синдромы.

Фиброз

Фиброз Это слово, которым патологоанатомы описывают вид шрама под микроскопом. Ваш патолог может заказать особые пятна такие как ретикулин и трихром Массона для поиска участков фиброза и определения степени тяжести.

Определенные типы заболеваний могут вызывать фиброз костного мозга. Если имеется слишком сильный фиброз, это может повлиять на функцию вашего костного мозга. При определенных типах заболеваний, таких как миелопролиферативные новообразования, степень фиброза зависит от тяжести заболевания.

A+ A A-

Types of reports

How to read your bone marrow report

bone marrow biopsy

by Rosemarie Tremblay-LeMay MD MSc FRCPC, reviewed on April 7, 2020

How to read your bone marrow pathology report

A bone marrow pathology report is medical document prepared for you by a pathologist. This article will help you understand the basic information described in a typical bone marrow pathology report. It is not meant to provide information about a specific diagnosis.

Normal bone marrow

The bone marrow is a specialized type of tissue found at the centre of a bone. Unlike the outside of a bone, which is very hard, the bone marrow is soft. In children bone marrow can be found at the centre of most bones. However, as adults, the bone marrow is typically found in the ribs, sternum, pelvis (hip bones), and vertebra (back bones).

The bone marrow is where most of your blood cells are produced. These cells include white blood cells (WBC), red blood cells (RBC), and platelets. The normal bone marrow is full of developing blood cells, which are surrounded by connective tissue and fat.

Reasons for examining bone marrow

The best way to see if you bone marrow is healthy and producing normal blood cells is to examine a sample of tissue under the microscope. Your doctor may also request a bone marrow examination if you have symptoms that can be caused by a bone marrow disease or if there is an unexplained change seen in your blood cells.

There are many types of bone marrow diseases, such as leukemia or diseases that affect the production of blood cells or platelets. Your bone marrow can also be involved by lymphoma or plasma cell disorders. Cancers from other parts of the body can also spread to the bone (this is called a metastasis).

Your bone marrow may also be affected by problems that involve your entire body such as deficits in nutrients like iron or vitamin B12, infections, and renal disease. In some cases, your doctor may request a bone marrow examination if abnormal changes in your blood persist despite treatment or if they suspect there may be a separate issue involving the bone marrow.

How is a bone marrow examined?

In order to see what is happening inside your bone marrow, your doctor will remove a small sample of bone marrow. The sample is usually taken from a bone in the hip. Most samples are taken from an area of the hip bone called the posterior iliac crest, because it is large and easy to reach with a needle.

There are two types of tests that can be performed to examine bone marrow. Your doctor may perform one or both types at the same time.

  1. Aspirate – An aspirate uses a needle and suction to remove a small amount of bone marrow. The tissue sample is then spread on a slide so it can be examined. Spreading the tissue allows your pathologist to examine the size, shape, and colour of individual cells and count them. Because the sample is spread onto the slide, it is not possible to see how the cells were organized inside the bone marrow.
  2. Core needle biopsy – A core needle biopsy also uses a needle to remove a small amount of bone marrow. However, unlike an aspirate, the tissue sample in a core biopsy is a solid piece of tissue that needs to be cut into thin sections before it can be examined under a microscope. A core needle biopsy is better at looking at the organization of the bone marrow and how the cells stick together. In addition, some diseases cause fibrosis in the bone marrow which can make it very difficult to aspirate cells. In this situation a core biopsy is crucial to examine the bone marrow.

When a pathologist examines a bone marrow tissue sample, they first determine if enough tissue is available to make a diagnosis. They then look for some basic features that allow them to decide if the tissue is normal or abnormal.

Below you will find the basic information pathologists usually look for when examining a bone marrow tissue sample:

Length and quality of the core biopsy

Your pathologist will measure the length of the tissue sample in the core needle biopsy. Because certain types of diseases may only involve part of the bone marrow, small tissue samples may miss the area of disease.

Your pathologist will also comment on the quality of the core needle biopsy. For example, some tissue samples can be crushed during the procedure which will limit the pathologist’s ability to analyze the cells.

Your pathologist may recommend repeating the biopsy if the tissue sample is too small or of low quality.

Bone trabeculae

Trabeculae are thin pieces of hard bone that run through the bone marrow. Some types of disease cause the trabeculae to become thicker or thinner than normal. For that reason, your pathologist will describe any trabeculae seen in the biopsy and if they look normal or abnormal.

Quality of the aspirate

A bone marrow aspirate is usually made up of multiple small pieces of tissue and the quality of the aspirate depends on the number of pieces on the slide. Too few pieces may prevent your pathologist from making a diagnosis. The aspirate can also contain a lot of blood (this is called a hemodiluted aspirate) and in some cases may not be trusted to represent the bone marrow.

Your pathologist may recommend repeating the biopsy if there are not enough pieces to examine or if there is too much blood.

Cellularity

The bone marrow is made up of both developing blood cells and fat. The number of cells relative to fat changes as we age. Younger people normally have more cells in their bone marrows compared to older people who have more fat.

Your pathologist will look to see if the number of cells relative to fat in your bone marrow is normal for your age or if there is a change in the total amount of cells.

A change in the total number of cells in your bone marrow can be a sign of a cancer, a sign that your bone marrow cells are not functioning normally, or a reaction of the bone marrow to something happening in a different part of your body. Your pathologist will carefully examine the cells to determine the cause and may order additional tests if required.

Types of cells normally seen in the bone marrow

Hematopoietic cells

The developing blood cells in the bone marrow are called hematopoietic cells. There are three main types of hematopoietic cells and each produce a different group of blood cells. All of the blood cells that come from a single type of hematopoietic cell are called a “lineage”.

The three lineages of hematopoietic cells are:

  1. Erythroid: This is the lineage that produces red blood cells (RBC). Developing red blood cells are called erythroblasts.
  2. Granulocytic: This lineage produces white blood cells such as neutrophils. Immature granulocytes are called myeloblasts.
  3. Megakaryocytic: This lineage produces platelets. Platelets come from large cells called megakaryocytes.

Cells from all three lineages are found in a normal, healthy bone marrow. Your pathologist will examine the tissue sample to see if all three lineages are present. They will also look to see if there is any change in the number of cells from any one lineage or if any of the developing cells show an abnormal shape or size. Pathologists use the word dysplasia to describe abnormal looking cells.

A normal bone marrow shows a mixture of both developing blood cells and mature blood cells ready to be released into the blood stream. The most immature cells are called blasts, and they should only be seen in very small numbers. If your pathologist sees more developing cells than normal, this is called a “left shift”. If no mature cells are seen this is called a “maturation arrest”. Both a left shift and maturation arrest are abnormal, but a left shift can sometimes be a reaction of your bone marrow to something else happening in your body such as an infection.

A normal bone marrow also contains small numbers of other cells like lymphocytes and plasma cells. Developing lymphocytes are called lymphoblasts.

Abnormal cells

If your pathologist sees other types of cells not normally found in the bone marrow, they will be described in your report. Cancers that start in another part of the body can spread to the bone. This is called a metastasis. Additional tests may be ordered to determine where the abnormal cells come from. Lymphomas can also involve the bone marrow and your doctor may do a bone marrow examination as part of your staging.

Iron stain

Iron is stored in the bone marrow. Your pathologist can use a special stain for iron on an aspirate slide to determine if there is a normal amount of iron is present in the bone marrow.

The iron stain also helps your pathologist see abnormal cells called ring sideroblasts. These cells can be seen in various circumstances such as exposure to toxins, some medications, copper deficiency, but also in some types of bone marrow diseases such as myelodysplastic syndromes.

Fibrosis

Fibrosis is a word pathologists use to describe the look of a scar under the microscope. Your pathologist may order special stains such as reticulin and Masson Trichrome to look for areas of fibrosis and to determine the severity.

Certain types of diseases can cause fibrosis in your bone marrow. If there is too much fibrosis, this can affect the function of your bone marrow. In certain types of diseases, such as myeloproliferative neoplasms, the amount of fibrosis is related to the severity of the disease.

A+ A A-